Методические рекомендации

Приложение 1
к приказу Министра образования и науки
Республики Казахстан от «01.04» 2020 года № 123

Методические рекомендации

по организации учебного процесса в организациях технического и профессионального, послесреднего образования в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции в период пандемии

 

1.Общие положения

  1. Руководитель организации технического и профессионального, послесреднего образования (далее–ТиПО) обеспечивает информирование обучающихся, педагогов, других работников, родителей и иных законных представителей  обучающихся по всем вопросам организаций учебного процесса в условиях распространения коронавирусной инфекции в период пандемии через доступные каналы связи, интернет-ресурсы организации ТиПО.
  2. Руководитель организации ТиПО принимает меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся, педагогов и других работников, организации образовательного процесса в период пандемии, при этом незамедлительно информирует о принимаемых мерах вышестоящий орган управления и всех участников образовательного процесса.
  3. Руководитель организации ТиПО приостанавливает подачу заявлений на переоформление, получение новых приложений к лицензии на занятие образовательной деятельностью, конвертацию на период пандемии коронавирусной инфекции.
  4. Администрация организации образования проводит разъяснительную работу со всеми участниками образовательного процесса:
  • об ответственности каждого за сохранение здоровья, о мерах предосторожности;
  • об организации индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств.
  1. Администрация организации образования осуществляет ежедневную связь с вышестоящим органом управления образования, другими государственными органами по вопросам организации учебного процесса и иным вопросам.

 

  1. Порядок организации учебного процессав организациях ТиПО
  2. Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с установленной учебной нагрузкой, рабочим учебным планом, учебными программами, графиком и расписанием занятий.
  3. Организация ТиПО проводит обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ), реализует учебные программы в соответствии с государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального, послесреднего образования, учебным планом и графиком учебного процесса.

При необходимости в график учебного процесса, содержание учебных программ вносятся коррективы, вызванные необходимостью создания гибкой организационной формы обучения. 

  1. Участникам образовательного процесса предоставляется:
  • доступ к электронным платформам и различным электронным источникам;
  • трансляция посредством телекоммуникационных сетей на телеканалах «EL ARNA», «balapan» на казахском и русском языках;
  • рассылка учебных материалов в отделениях Казпочты, расположенные вблизи от места проживания обучающегося.
  1. Для организации учебного процесса с использованием ДОТ необходимо наличие в организации образования:
  • образовательного интернет-портала (сайта) и (или) информационной системы, содержащей учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;
  • каналы связи, оборудование, обеспечивающих подключение к сети Интернет;
  • цифровых образовательных ресурсов;
  • сетевых систем управления обучением, учебным контентом или сервиса;
  • тестирующих комплексов;
  • педагогов, прошедших соответствующую подготовку.
  1. Организация ТиПО имеет право применения любых технологий обучения, обеспечивающих качество знаний в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов образования.
  2. До начала учебных занятий организация образования проводит ознакомление с технологиями и системой дистанционного обучения.
  3. Организация ТиПО обеспечивает методическую помощь обучающимся с использованием телекоммуникационных средств с учетом возможностей обучающихся.
  4. Консультации осуществляются в форме индивидуальных и групповых занятий.

Взаимодействие осуществляется посредством переписки по электронной почте, с помощью рассылок информации или видео с использованием телекоммуникационных средств, телевизионных передач.

  1. ДОТ включает в себяследующее: видео-лекция, онлайн-лекция, мультимедиа-лекция, телевизионная лекция; самостоятельная работа обучающихся по электронным учебным изданиям (электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, тренажеры, информационно-справочные системы), виртуальные лабораторные практикумы (имитационные модели), компьютерные тестирующие системы; консультации через форумы, чаты и электронную почту; иные телевизионные, сетевые и кейс-технологии, проектная работа.
  2. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации обучающихся осуществляются в соответствии с рабочим учебным планом и учебными программами.

Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для обучающихся по ДОТ проводится посредством:

  • автоматизированных тестирующих комплексов;
  • проверки письменных индивидуальных заданий.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация для обучающихся с использованием ДОТ могут быть представлены различными видами учебной работы (тесты, практическое задание и так далее). При этом вид учебной работы определяется педагогом.

Уровень сложности заданий текущего и промежуточной аттестации должен соответствовать пройденному материалу и быть доступным для обучающихся.

Ответственным за разработку тестовых заданий к промежуточной аттестации является педагог, ведущий дисциплину (модуль).

  1. Для управления учебным процессом применяются информационно- коммуникационные технологии, телекоммуникационные средства, специализированное программное обеспечение, предусматривающая систему автоматизированного документооборота, электронные банки знаний и интерактивные мультимедийные средства обучения, электронные учебно-методические комплексы.
  2. Для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами для обучения с использованием ДОТ необходимо наличие электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам (модулям) в соответствии с утвержденными рабочими учебными программами.
  3. Электронный учебно-методический комплекс каждой дисциплины (модуля) включает обязательный и дополнительный комплекты.

Обязательный комплект должен состоять из:

  • рабочей учебной программы, списка рекомендуемой литературы;
  • электронного курса лекций;
  • материалов практических занятий;
  • заданий для самостоятельной работы обучающегося;
  • материалов контроля (контрольных работ, тестовых заданий, индивидуальных заданий и других).

Дополнительный комплект может включать методические указания по выполнению курсовых работ; компьютерные программы обучающего характера: тренажеры, справочно-методические материалы, мультимедийные варианты учебных и учебно-методических пособий и прочие материалы, помогающие усвоению учебного материала дисциплины (модуля). Учебно-методическое обеспечение должно быть достаточным для самостоятельной работы и подготовки к аттестации обучающихся.

Учебно-методические материалы передаются бесплатно.

  1. В зависимости от специфики специальностей допускается прохождение практики дистанционно путем организации занятий в онлайн-формате с видеоматериалами и практическими заданиями из реальных производственных ситуаций, или офлайн с выполнением тестовых заданий.

В случае замены прохождения практики на теоретические занятия допускается внесение изменений в тарификацию педагога.

При выставлении оценки за профессиональную практику выпускных групп учитываются итоги учебной, производственной и преддипломной практик (при наличии), а также производственного обучения, лабораторно-практических занятий.

  1. Государственная стипендия обучающимся организаций ТиПО выплачивается ежемесячно в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2008 года № 116 «Об утверждении Правил назначения, выплаты и размеров государственных стипендий обучающимся в организациях образования».
  2. В студенческих общежитиях организации ТиПО вводится режим карантина.
  3. Приостанавливается проведение внешнего аудита, процедуры международной аккредитации в организациях ТиПО, за исключением организаций, завершающих процесс международной аккредитации в онлайн-режиме.

 

  1. Деятельность участников учебно-воспитательногопроцесса организаций ТиПО
  1. Руководитель организаций ТиПО:
  • утверждает план работы организации образования, расписание занятий;
  • создает условия для организации учебного процесса, в том числе технические;
  • осуществляет постоянный мониторинг и контроль за организацией учебно-воспитательного процесса;
  • осуществляет обратную связь с педагогами, обучающимися и  их родителями (законными представителями);
  • организует работу педагогов и других работников организации;
  • принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы;
  • организует обучение педагогов по реализации дистанционных образовательных технологий;
  • обеспечивает доступ обучающихся к электронным библиотекам организации образования;
  • контролирует деятельность участников учебного процесса, организуют повышение квалификации педагогов;
  • назначает ответственного (заместителя руководителя) за организацию учебного процесса с использованием ДОТ.
  1. Заместители руководителя, заведующие отделениями, методисты:
  • планируют и осуществляют организацию и координацию учебного процесса с использованием ДОТ;
  • разрабатывают инструкции использования информационных ресурсов для обучения с использованием ДОТ;
  • составляют рабочие учебные планы, учитывающие особенности ДОТ в соответствии с ГОСО;
  • консультируют по вопросам учебного процесса с использованием ДОТ, оказывают методическую и техническую помощь в создании ЭУМК;
  • обеспечивают регулярное обновление и систематизацию учебно-методических ресурсов;
  • организуют разработку мероприятий, направленных на освоение учебных программ обучающимися;
  • организуют работу по формированию учебных материалов, в том числе электронных учебно-методических комплексов, электронных образовательных ресурсов;
  • составляют расписание занятий, график обучения с учетом определения сроков прохождения профессиональной практики без ущерба общему объему часов, установленных учебным планом и переносом на другой период времени занятий, которые требуют работы с лабораторным и иным оборудованием,   размещенных  на интернет-ресурсах организации ТиПО;
  • определяют продолжительность занятий в режиме реального времени не более 15 минут;
  • совместно с педагогами определяют организацию учебной деятельности обучающихся: методы и приемы обучения, сроки получения заданий обучающимися и представления ими выполненных работ;
  • осуществляют информирование всех участников учебно-воспитательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) об организации работы и результатах обучения;
  • осуществляют методическое сопровождение в ходе организации учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств;
  • организуют деятельность педагогов в соответствии с утвержденным графиком работы и обратную связь с ними;
  • контролируют ход проведения учебно-воспитательного процесса, текущего контроля знаний и итоговой аттестации;
  • осуществляют через систему электронных журналов организацию учебного процесса;
  • осуществляют обратную связь с участниками учебно-воспитательного процесса;
  • координируют работу по выполнению учебной нагрузки педагогами;
  • готовят отчетную информацию об организации обучения с использованием ДОТ.
  1. Педагоги:
  • корректируют календарно-тематическое (красткосрочные, среднесрочные) планы с привлечением возможности информационных объектов, находящихся на внешних интернет-сайтах (электронные библиотеки и словари, информационные ресурсы, специализированные по предметной направленности сайты, информацию, размещенную на образовательных порталах и т.п.);
  • своевременно осуществляют корректировку поурочного планирования и структуризацию учебных материалов с применением ссылок на веб-сайты, электронные библиотеки и другие;
  • согласовывают с заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе проводимые виды работ;
  • разрабатывают электронные учебно-методические комплексы с необходимыми учебно-методическими материалами в электронном виде;
  • разрабатывают средства контроля знаний;
  • разрабатывают и рассылают обучающимся тематический график освоения соответствующих разделов с указанием времени работы над каждой темой, сроками выполнения работ;
  • проводят консультации с обучающимися;
  • могут применять оптимальные и разнообразные виды работ (видео-уроки, самостоятельная работа, электронный журнал, чат-занятия, веб-занятия и другие необходимые средства);
  • своевременно доводят информацию о применяемых видах работ, о форме и сроках проведения онлайн занятий, участия в офлайн занятиях, сроках сдачи домашних работ до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей);
  • рассылают учебные материалы при необходимости в ближайшее к адресу обучающегося отделение Казпочты (выполненные задания обучающиеся высылают обратно в колледж);
  • поддерживают оперативный контакт по телефону с обучающимися;
  • проводят занятия в соответствии с утвержденным графиком обучения, контроль за самостоятельной работой;
  • проводят индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями;
  • контролируют успеваемость и посещаемость;
  • обеспечивает  регулярное обновление учебно-методических ресурсов;
  • оценивают выполнение обучающимися учебных работ в соответствии с критериями оценивания, предусмотренными для каждой дисциплины или модуля;
  • проходят повышение квалификации в области использования ДОТ в учебном процессе;
  • ведут документацию, связанную с дистанционным обучением;
  • выполняют учебную нагрузку.
  1. Педагоги, выполняющие функции руководителей групп:
  • информируют родителей (законных представителей) о режиме работы, об изменения в расписании, об организации учебного процесса, о ходе и итогах учебной деятельности обучающихся, в том числе в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, телекоммуникационных средств и самостоятельной работы обучающихся;
  • осуществляют связь с обучающимися и их родителями (законными представителями).
  1. Обучающийся:
  • находится на ежедневной связи с педагогами;
  • знакомится с расписанием, темами, содержанием занятий через доступные средства связи;
  • ежедневно заходит в кабинет обучающегося (при наличии), в электронную почту и другие системы и технологии связи для получения учебного материала для самостоятельного изучения;
  • ежедневно самостоятельно выполняет задания, в том числе через доступные средства связи, которые установлены организацией образования;
  • своевременно представляет выполненные задания педагогу через доступные средства связи (электронная почта, Aitu чат, WhatsAppчаты и другие);
  • соблюдает правила академической честности и принципы самоконтроля при выполнении учебных заданий;
  • использует доступные электронные ресурсы.
  1. Родители (законные представители) обучающихся:
  • знакомятся с графиком работы, расписанием занятий, процессом организации учебно-воспитательной работы;
  • осуществляют контроль за выполнением обучающимися заданий;
  • поддерживают связь с педагогами, с руководителями групп;
  • создают условия для обучения;
  • принимают меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, создают необходимые условия для здоровья обучающихся и предотвращения их от заражения инфекционными заболеваниями.
  1. Ответственный за ДОТ:
  • осуществляет взаимодействие с администраторами платформ/АИС по разработке инструкций и рекомендаций для участников учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;
  • проводит мониторинг по выявлению готовности студентов и преподавателей к организации учебного процесса с использованием ДОТ;
  • участие в организации онлайн-совещаний совместно с отделами ТиПО Управлений образования регионов, с разработчиками АИС/платформ, организациями ТиПО по вопросу создания технических условий (подготовка серверов, выбор программного обеспечения и др.);
  • определение совместно с администраторами АИС/платформ графика проведения обучающих вебинаров для педагогов организаций ТиПО.
  1. Учебно-методические центры (кабинеты) при Управлениях образования областей и городов республиканского значения:
  • оказание методико-консультационной помощи организациям ТиПО в организации учебного процесса, в составлении расписания, графика  обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.